Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Важно знать

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЛИТВЕ

 

О чем ни попросите Отца

во имя Мое, даст Вам

(Ин. 16, 23)

 

Не думайте о себе высоко,

и поможет Вам Господь[1]

 

Книги нашего издательства адресованы не только православным христианам, изучающим Закон Божий, регулярно посещающим храм и обладающим необходимыми для правильной молитвы знаниями. Они рассчитаны также на тех людей, которые находятся только в начале пути к истинной вере, но при этом искренне уповают на помощь Божию, Его милосердие и человеколюбие, надеются на силу молитв Божией Матери, Ангелов и святых угодников Божиих. Поэтому позволим себе кратко напомнить читателю некоторые правила о христианской молитве.

Молитва – это наше обращение к Богу, Пресвятой Богородице, святым Ангелам или святым угодникам Божиим, способ духовного общения с ними. По своему содержанию молитвы могут быть благодарственными, хвалебными, просительными или покаянными[2].

Когда мы обращаемся с молитвой к Единому Истинному Богу, нужно осознавать, что мы молимся триединому Богу – Пресвятой Троице, Единосущной и Нераздельной (Богу Отцу, Богу Сыну[3], Богу Духу Святому). «Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть, действительно, Один Бог, имеющий Одну Сущность и живущий одной жизнью»[4]. «Все три Лица Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь»[5].

Кроме того, в христианской практике применяются молитвы, каждая из которых может быть обращена только к одному из Лиц Святой Троицы, – или к Богу Отцу, или к Богу Сыну, или к Богу Духу Святому. Таковы, например, молитвы из числа ежедневных вечерних молитв: 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу; 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу; 3-я, ко Пресвятому Духу, и др. Чаще всего христиане обращаются с молитвой ко Господу нашему Иисусу Христу – Богочеловеку, «в котором Божественная природа соединилась с человеческой, чтобы человеческое естество причастилось Божественному»[6].

Огромное значение в христианской жизни имеет Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)». Самая краткая форма этой молитвы: «Господи, помилуй». Сущности Молитвы Иисусовой и пользованию ею посвящено множество духовной литературы[7].

Основной христианской молитвой является Молитва Господня (Отче наш…), которой нас научил Сам Господь Иисус Христос (Мф. 6, 9–13).

Пресвятая Богородица, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, по Успении Своем, превознесена Богом не только выше всех угодников Божиих, но и выше всех Сил Небесных. Будучи распят на Кресте, Иисус Христос усыновил нас Деве Марии, и все христиане – ее дети. Незадолго до Своего Успения Божия Матерь обещала апостолам не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться за них. Она – наша главная Заступница, Защитница и Молитвенница за нас перед Богом[8]. Ради Ее материнской любви, Ее молитв Бог может многое нам простить, во многом помочь, если мы будем этого достойны.

В молитвах Пресвятую Богородицу часто называют Единой Заступницей. Однако эту особенность молитвенных текстов не следует понимать так, что святые не являются нашими заступниками (об их молитвенной помощи подробнее сказано ниже).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получив милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Нее – достойно и праведно»[9]. Множество чудес совершилось и совершается по молитвам к Божией Матери перед ее чудотворными иконами[10]. О фактах помощи Пресвятой Богородицы конкретным людям сегодня могут лично свидетельствовать многие христиане.

Ангелы – это могучие бестелесные и бессмертные духи, личности, или умы, исполняющие волю Божию. Слово «Ангел» означает «вестник». Ангелы сотворены иерархически; вместе они составляют единство, или Собор, а разделяются они на «воинства». Ангел отдельного человека, даваемый ему Богом при Крещении, называется Ангелом Хранителем. Он помогает человеку в деле спасения и оберегает его в течение всей жизни, охраняет в час смерти, не оставляет и после смерти. Церковь знает целые службы Ангелам и отдельные к ним молитвы[11]. Христиане чаще всего обращаются с молитвами к Архангелам:

Михаилу (Архистратиг Небесных Сил, поставленный Богом над всеми чинами Ангельскими, исполнитель воли Божией, защитник христиан от видимых и невидимых врагов);

Гавриилу (вестник силы и тайн Божиих, служитель Его могущества);

Рафаилу (целитель, врач человеческих недугов);

Уриилу (сияние Божественного света, просветитель, наставник заблудших);

Селафиилу (в другом написании – Салафиилу. Молитвенник Божий, молящийся Богу о людях и побуждающий людей к молитве);

Варахиилу (податель Божиего благословения на добрые дела, ходатай, испрашивающий милости Божией, покровитель благочестивых семейств);

Иегудиилу (славящий Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги);

Иеремиилу (высота Божия, возвышение Божие; содействует возвышению, возвращению человека к Богу, внушает благие и добрые помыслы); 

а также к своему Ангелу Хранителю.

Каждый день в утренних молитвах православный христианин обращается с просьбой молить Бога о нем к святому, имя которого носит. Христиане часто просят молитвенной помощи и у других святых, которым Бог даровал благодать помогать нам, грешным, в различных духовных и телесных нуждах.

Святые люди, или угодники Божии, к которым мы обращаемся с нашими молитвами, угодили Богу своей праведной жизнью. Они помогают нам своими сильными молитвами, ходатайствуют за нас перед Богом. Важно помнить, что мы молимся святым не как «богам», а как нашим заступникам, которые, будучи через покаяние приближены к Богу, имеют особую силу поддержать и наши немощные молитвы. Когда по молитвам, обращенным к святым, мы получаем просимое, то получаем это не от самого святого, а от Бога, Который услышал молитву своего святого угодника о нас, грешных[12].

Святые называются по-разному – соответственно тому, какой дар Бога был ими усвоен: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные, бессребреники, блаженные[13]. Общее количество святых нам неизвестно. «Не все святые прославлены или явлены сознанию Церкви, но явленные святые даются нам в помощь как образы богочеловеческой жизни, как новое живое слово Божие к нам. Они, как светильники, призваны освещать наш путь, но светят нам не своим, а Христовым светом, светом Его Божественной любви»[14].

Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Святых призывай с верою непостыдною и любовью нелицемерною, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые угодили Богу верою и любовью и от тебя того же хотят. С верою и любовию соедини еще подобающее к ним благоговение»[15].

У православных христиан принято молиться перед святыми иконами. Иконой, или образом, называется священное изображение Бога, Пресвятой Богородицы, Ангела или святого угодника, непременно освященное святой водой: через такое освящение иконе сообщается благодать Святого Духа. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая на них благодать Божия проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных[16]. О явленных от святых икон чудесах свидетельствуют церковные книги, другие документы, показания участников соответствующих событий[17].

Молясь перед иконой, нужно помнить, что сама икона (материал, из которого она сделана, вещество изображения и т.п.) не является божеством. Поэтому мы поклоняемся и молимся не иконе, а Тому, Кто на ней изображен, – первообразу, – Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим. Говорят, что святая икона – это своеобразное таинственное окно, через которое мы пытаемся заглянуть в духовный мир, и из которого смотрят на нас…

Однако во время молитвы не следует пытаться представить себе Того, Кому молишься. Дело в том, что создавая собственный мысленный образ Бога, Пресвятой Богородицы, Ангелов или святых угодников, человек начинает поклоняться плоду собственной фантазии, фактически – идолу. В православной литературе специально указывается на то, что последствиями такой молитвы могут быть «состояние прелести (самообмана, как крайней формы гордыни), и бесовское наваждение, и даже сумасшествие»[18].

…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, – призывал апостол Иаков (Иак. 5, 16). Православные христиане ежедневно молятся не только о собственных нуждах, но и о своих близких (молитвы о живых и усопших из числа утренних молитв), а также о других людях (молитва перед исповеданием грехов повседневным из вечерних молитв) и др. При этом брать на себя труд молиться за других людей об избавлении их от тяжелых телесных болезней и душевных недугов (пьянства, наркомании и т.п.), от нападения злых духов нужно с большой осторожностью. В таких случаях полезно получить благословение и соответствующие советы от духовного отца или другого православного священника.

Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20).

Человеческая природа такова, что все мы постоянно грешим перед Богом – делами, словами, мыслями, чувствами и др.[19]. Поэтому до начала молитв, прежде чем просить чего-либо у Бога, необходимо мысленно принести ему искреннее покаяние, попросить прощения за свои злые дела и другие грехи. Нужно также примириться со всеми, кому мы сделали зло, смирить свою гордость, задумавшись о том, кем в действительности являемся мы и Кто Тот, к Кому мы хотим обратиться со своими просьбами.

Приступая к молитве, следует сосредоточиться, успокоиться, постараться оградить себя от отвлекающих факторов – посторонних звуков, мыслей и т.п. Господь Иисус Христос говорил: «…когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6). Поэтому желательно молиться в уединении, где ничто и никто не отвлекает от молитвы. Считается, что хорошо молиться о своих и чужих нуждах в храме, когда там нет богослужения (во время богослужения все внимание должно быть сосредоточено только на нем).

Молиться нужно с верой в Единого Истинного Бога, в противном случае молитва не будет услышана. Можно использовать молитвы, опубликованные в православных молитвословах, молитвы, рекомендованные святыми угодниками Божиими или признанными авторитетами православной Церкви[20], а также молитвы «своими» словами. Ни в коем случае нельзя произносить (мысленно или вслух) «молитвы», рекомендованные магами, колдунами, гадалками, экстрасенсами и другими подобными людьми, которые находятся в общении не с Богом, а с бесами.

По общему правилу, молитвы читаются стоя. Однако если человек болеет или очень устал, то допускается молиться сидя. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о больных ногах», – говорил в свое время святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский[21]. При этом акафисты и каноны читаются стоя.

Перед началом чтения молитв нужно, совершая крестное знамение, произнести:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Затем приступают непосредственно к чтению молитв. Православные христиане ограждают себя крестным знамением не только в начале молитвы, но также во время молитвы и по ее окончании. Завершаются молитвы произнесением слова «Аминь», которое означает «истинно», «верно», «да будет так».

«Исполнит Господь вся прошения твоя… Однако опасайтесь, …чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней нужды», – говорил преподобный Серафим Саровский[22].

Получив то, о чем просил в молитве, христианин обязательно должен принести благодарение Богу, прочитав келейно (дома) благодарственные молитвы или заказав в храме благодарственный молебен.

 



[1] Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина). См. в кн.: Неведомому чаду. Новое издание. – Симферополь: Родное слово, 2012, с. 255.

[2] О видах молитв см. подробнее: Закон Божий: руководство для семьи и школы / Составил протоиерей Серафим Слободской. – СПб.: Издательство «САТИСЪ», 2009, с. 16 и сл.; Закон Божий. Введение в Православное христианство / Священник Даниил Сысоев. – М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012, с. 62 и сл.

[3] Господу нашему Иисусу Христу.

[4] Православный Катехизис / Епископ Александр (Семенов – Тян-Шанский). – М.: Издание Московской Патриархии, 1990, с. 3.

[5] Закон Божий: руководство для семьи и школы / Составил протоиерей Серафим Слободской. – СПб.: Издательство «САТИСЪ», 2009, с. 9.

[6] См.: Православный Катехизис / Епископ Александр (Семенов – Тян-Шанский). – М.: Издание Московской Патриархии, 1990, с. 26.

[7] См. например: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012.

[8] См.: Закон Божий: руководство для семьи и школы / Составил протоиерей Серафим Слободской. – СПб.: Издательство «САТИСЪ», 2009, с. 205–206, 273; Закон Божий. Введение в Православное христианство / Священник Даниил Сысоев. – М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012, с. 75.

[9] Цит. по кн.: Дух мирен. 456 молитв ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомые в различных духовных и телесных нуждах. – М.: «Ковчег», 2007, с. 735.

[10] См. например: Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Составила С. Снессорева. – Ярославль: Норд, 2005.

[11] См.: Православный Катехизис / Епископ Александр (Семенов – Тян-Шанский). – М.: Издание Московской Патриархии, 1990, с. 16; Святые, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в других нуждах. Какому святому в каких случаях молиться. – М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012, с. 5.

[12] Это же касается наших молитв к Божией Матери и святым Ангелам.

[13] См. подробнее: Закон Божий. Введение в Православное христианство / Священник Даниил Сысоев. – М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012, с. 75 и сл.

[14] См.: Православный Катехизис / Епископ Александр (Семенов – Тян-Шанский). – М.: Издание Московской Патриархии, 1990, с. 52.

[15] Цит. по кн.: Дух мирен. 456 молитв ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомые в различных духовных и телесных нуждах. – М.: «Ковчег», 2007, с. 735.

[16] См.: Закон Божий: руководство для семьи и школы / Составил протоиерей Серафим Слободской. – СПб.: Издательство «САТИСЪ», 2009, с. 27.

[17] См. подробнее: Земная жизнь Пресвятой Богородицы /Составила С. Снессорева. – Ярославль: Норд, 2005.

[18] См.: Закон Божий. Введение в Православное христианство /Священник Даниил Сысоев. – М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012, с. 65.

[19] См. например: Опыт построения исповеди / Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – М.: Издание Сретенского монастыря, 1999.

[20] См. например, молитвы, записанные архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), в кн.: Неведомому чаду. Новое издание. – Симферополь: Родное слово, 2012, с. 126.

[21] См.: Афоризмы. Золотой фонд мудрости / О. Ермишин. – М.: Просвещение, 2006; Сайт в Интернете dic.academic.ru

[22] Цит. по кн.: Николай Мотовилов. Под кровом преподобного Серафима / Владимир Мельник. – М.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2012, с. 130.