Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
О бессмертии души и поминовении усопших

О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

И ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

     Смерть, неизбежную для каждого человека, святитель Игнатий Брянчанинов называл великим таинством, рождением человека из земной временной жизни в вечность[1]. По учению Церкви, смерть не является уничтожением, она – лишь «отрешение души от тела. Истина бессмертия души человека – одна из основных истин христианства. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). …Состояние души по смерти по ясному свидетельству слова Божия не бессознательное, а сознательное»[2].

     Апостол Павел предупредил, что человекам положено однажды умереть, а потом суд… (Евр. 9, 27). Православные христиане веруют, что после смерти «человек подвергается суду, который называется частным, в отличие от всеобщего последнего суда. …Из Священного Писания нам не дано знать, как происходит частный суд. Мы можем лишь отчасти судить об этом по отдельным выражениям, встречающимся в слове Божием. …На основании этих указаний Священного Писания издревле святые отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут поглотить духовно слабых и где поэтому особенно нужны защита Ангелов небесных и молитвенная поддержка живых членов Церкви. …Этот путь принято называть «мытарствами»[3].

     О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание восточных патриархов о православной вере. Член 18). Таким образом, Православная Церковь различает два …состояния после частного суда: одно для праведников, другое для грешников; иначе говоря, – рай и ад[4].

     Святая Православная Церковь не оставляет своих усопших без молитвы, «особенно в первые дни после их смерти и во дни общего поминовения усопших. Она молится за них в третий, девятый и сороковой дни после их смерти.

     В третий день по смерти своего чада Святая Церковь, воспоминая трехдневное Воскресение Иисуса Христа, молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.

     В девятый день Святая Церковь молит Господа, чтобы он сопричислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и Ангелы, на девять чинов.

     В сороковой день совершается молитва о том, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на Небо, вознес в Небесные обители и умершего»[5].

     Поминовение усопших православных христиан именно в эти дни совершается также сообразно с различными состояниями души, отрешенной от тела. Тайна об этом была приоткрыта в откровении, полученном преподобным Макарием Александрийским от Ангела, сопровождавшего его в пустыне:

     в третий день после смерти Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе для поклонения Богу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе приятные обители святых и красоту рая, которые душа рассматривает шесть дней;

     на девятый день после разлучения с телом душа второй раз возносится Ангелами на поклонение Богу; после вторичного поклонения Владыка всех повелевает показать душе ад со всеми его мучениями для грешных; тридцать дней душа, водимая по аду, трепещет, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в нем;

     в сороковой день оканчиваются мытарства и душа третий раз возносится Ангелами на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет душе соответствующее ее делам место в ожидании Страшного Суда[6].

     Поминовение усопших – это прежде всего молитва о них, церковная и домашняя, и добрые дела. Поэтому святитель Иоанн Златоуст призвал нас помогать усопшим, насколько возможно – «не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями. Ибо все это установлено не напрасно: не напрасно мы совершаем при Божественных Таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, …но для того, чтобы им было от того некоторое утешение; не напрасно предстоящий перед жертвенником при совершении Страшных Таинств взывает о всех во Христе усопших и память о них творящих. …Будем же помогать умершим и совершать о них поминовение»[7].

     При этом молитвы об усопших «являются средством очищения …нас самих, средством духовного приобщения нас к Богу. Лишь в силу этого они становятся действенной силой, помогающей безвольной душе усопшего освободиться от порабощающих ее страстей. Очень важно помнить, что мы можем духовно помочь другому …в той степени, в какой очистим себя трудом исполнения заповедей Христовых, борьбой со своими страстями, искренностью покаяния»[8].

     Как правильно молиться об усопших? Отвечая на этот вопрос, один из замечательных современных богословов подчеркивает необходимость личной, искренней, сердечной молитвы, сопряженной с духовным трудом, и указывает на недостаточность простого вычитывания слов молитвенных текстов и формального соблюдения поминальных обычаев. Так, «когда умирает человек, то очень часто его родные ограничиваются лишь внешней стороной поминовения: заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи… Но необходимо знать, что если я сам при этом палец о палец не ударю, чтобы помолиться о своем родном, хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и пр., понудить себя к исповеди и причащению, …то проку от всех этих заказов не будет»[9].

     Упомянутый автор ссылается также на слова святителя Феофана: «Если никто [из родных] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы… не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»[10]. Конечно, здесь речь ни в коем случае не идет о недооценке важности церковного поминовения, но подчеркивается необходимость личной духовной помощи каждого христианина своим усопшим близким, указывается на действенность искренней молитвы, приносимой от сердца сокрушенного и смиренного.

     В какие дни принято поминать усопших? Полагается творить поминовение в течение первых сорока дней после смерти православного христианина, особенно в 3-й, 9-й, 40-й день, о чем уже говорилось. Специально молятся об усопшем по истечении года после его кончины, так как день смерти является днем рождения человека из земной жизни в вечность; поминовение усопшего совершают также в день его земного рождения и в день именин (день памяти святого, имя которого носил умерший)[11]. Молитва об усопших включена также в ежедневное утреннее молитвенное правило. Кроме того, каждую субботу Церковь поминает всех усопших в истинной вере, надежде на воскресение и жизнь вечную. Поэтому усердно молящиеся христиане включают каноны об усопших в домашнее молитвенное правило (на вечер пятницы)[12].

      Православной Церковью установлены и особые дни соборного поминовения усопших. Так как на Руси всех усопших предков было принято называть родителями, эти дни тоже именуются родительскими. К ним относятся:

Мясопустная вселенская родительская суббота (накануне следующего за ней дня, воскресенья, называемого «Неделя[13] мясопустная», перед Великим постом);

Родительская суббота 2-й седмицы (недели) Великого поста;

Родительская суббота 3-й седмицы (недели) Великого поста;

Родительская суббота 4-й седмицы (недели) Великого поста;

Радоница (вторник второй седмицы (недели) после Пасхи). Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом и надежды на воскресение наших усопших близких;

Троицкая родительская суббота (суббота накануне дня Святой Троицы, 49-й день после Пасхи);

Димитриевская родительская суббота (суббота, предшествующая 8 ноября по новому стилю, дню памяти великомученика Димитрия Солунского). Великий князь Димитрий Донской после победы на Куликовом поле совершил поминовение всех павших в этом сражении русских воинов накануне дня своего небесного покровителя; в этот день Церковь поминает не только убиенных воинов, но и всех усопших православных христиан.

Кроме того, установлены специальные дни поминовения погибших воинов:

9 мая по новому стилю – день памяти воинов, на поле брани убиенных, и всех трагически умерших в период Великой Отечественной войны;

11 сентября по новому стилю, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, – день памяти православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных (установлен по указу императрицы Екатерины II в 1769 г.)[14]. В этот день полагается строгий пост.

В советские времена в нашей стране установился обычай посещать кладбища и поминать усопших в Светлое Христово Воскресенье (день Святой Пасхи). Между тем вселенское значение события Воскресения Господня вряд ли должно затеняться в сознании людей их частными воспоминаниями и прошениями. Поэтому православные христиане посещают места захоронений и делятся с умершими пасхальной радостью по окончании Светлой Седмицы, в день Радоницы.



[1] См.: Брянчанинов Игнатий, святитель. Избранные творения в двух томах. Том I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 514.

[2] См.: Догматическое богословие / Протопресвитер М. Помазанский. – Клин: Христианская жизнь, 2015, с. 319.

[3] См.: Там же, с. 320–321.

[4] См.: Там же, с. 321–322.

[5] См.: Закон Божий для семьи и школы / Составил протоиерей Серафим Слободской. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015, с. 627–628.

[6] См. подробнее: Из времени в вечность: посмертная жизнь души / Осипов А.И. 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, с. 52–53; Азы православного богослужения. – СПб.: Издательство «САТИСЪ», 2011, с. 150–152; У Бога все живы. Религиозно-просветительское издание. – М.: Терирем, 2011, с. 13–16.

[7] Святитель Иоанн Златоуст / Составлено по творениям святителя Иоанна Златоуста. – М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010, с. 439.

[8] См.: Из времени в вечность: посмертная жизнь души / Осипов А.И. 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, с. 97.

[9] См.: Там же, с. 99–102.

[10] См.: Там же, с. 102.

[11] См. например: У Бога все живы. Религиозно-просветительское издание. – М.: Терирем, 2011, с. 17.

[12] См. подробнее: Каноны на каждый день для домашнего чтения. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016. www.pravmolitva.ru

[13] Церковнославянское слово «неделя» соответствует современному слову «воскресенье».

[14] См.: Молитвы и каноны, чтомые по усопшим. – М.: Сибирская Благозвонница, 2015, с. 145–149; Азы православного богослужения. – СПб.: Издательство «САТИСЪ», 2011, с. 152–153; У Бога все живы. Религиозно-просветительское издание. – М.: Терирем, 2011, с. 24–26.