Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Как врачеваться от болезней?

КАК ВРАЧЕВАТЬСЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ?

     Желая получить исцеление от душевных и телесных скорбей, наши благочестивые предки обращались прежде всего к духовному врачевству. В «Домострое», русском своде житейских правил и наставлений, составленном в XVI в., говорится: «Если Бог пошлет на кого болезнь или какое страдание, – врачеваться ему Божией милостью, да слезами, да молитвою, да постом, да милостынею, да искренним покаянием, да благодарностью; и прощением, и милосердием, нелицеприятною любовью ко всякому.

     И отцов духовных подвигнуть на моление Богу: петь молитвы, воду святить с честных крестов и со святых мощей, и с чудотворных образов, и освящаться маслом, и по святым чудотворным местам пойти по обету и молиться со всей чистой совестью. И тем самым исцеление от разных недугов от Бога получить, и впредь от всяких грехов уклоняться, и никакого зла не творить; а наказы духовных отцов соблюдать и епитимьи совершать: тем очистишься от греха и душевные и телесные болезни исцелишь, и заслужишь от Бога милость.

     Вот рецепт, как каждому христианину исцелять себя от самых разных недугов душевных и телесных, от душетленных и болезненных страданий: жить по заповедям Господним, по отеческому преданию и по христианскому закону, … принять душой и все соблюдать, – тогда и Богу он угодит, и душу спасет, и от греха избавится, и здоровье получит душевное и телесное, и станет наследником вечных благ»[1].

     По словам преподобного Амвросия Оптинского, «болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные …потребны для очищения души. Но Господь, не разделяя одно от другого, во Святом Евангелии глаголет: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19), и: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22)»[2].

     Болезни «посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее. Есть болезнь наказательная, которой одно врачевство: положиться на волю Божию и терпеть, пока Он восхощет помиловать»[3].

     Конечно, в лечении нужно обязательно использовать помощь врачей и доступные средства современной медицины, – этого святые отцы никогда не запрещали. Например, преподобного Амвросия Оптинского спрашивали, ждать ли всегда чудесного исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией и не грешно ли пользоваться обычными средствами? Он отвечал, что «все от Господа Бога – и лечебные средства, и сами лекари. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям, а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая, …что все зависит от всеблагого и всемогущего Бога»[4].

     Православные верующие, которые страдают от телесных или душевных недугов, получают помощь в таинствах Церкви, особенно в таинстве Елеосвящения. Данное таинство «есть священнодействие, в котором при помазании тела елеем на болящего призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи… Оно именуется также «соборованием», так как совершается собором пресвитеров в составе семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем»[5]. О таинстве Елеосвящения свидетельствует апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15).

     В то же время церковные правила строго запрещают христианам обращаться за исцелением к разного рода колдунам, гадателям, предсказателям, использующим, в частности, языческие обычаи и практики, и другим подобным лицам.

    Таково, например, 83-е Правило святого Василия Великого, которое гласит: «Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие некиих в домы свои, ради очищения, да подлежат правилу шестилетия[6]: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся»[7].

     По толкованию знаменитого греческого канониста Феодора Вальсамона (вторая половина XII в.) часто «некоторые из более простых и менее рассудительных, будучи тяжко больны и неудачно врачуемы, думают, что они страдают от колдовства, т.е. чародейства волшебников; почему и обращаются к каким-нибудь язычникам, утверждающим, что они выведут наружу тайные чары, расстраивающие телесное здоровье страждущего, и таким образом очистят больного от заразы. Итак тех, которые волхвуют таким образом и не веруют, что чрез призывание имени Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Богоматери и всех святых врачуется всякая болезнь и всякая слабость, и всякое сатанинское чародейство и колдовство отгоняется от верных силою и предстательством Честнаго и Животворящего Креста, …должно наказывать, говорит святой, шестилетнею епитимиею. … Настоящее правило говорит о людях, по обольщению последовавших за теми, которые утверждают, что исцеляют и разрешают волшебныя узы и болезни, но еще не отступили от веры»[8].

     В наставлениях «Домостроя» о волхвовании и колдунах, помимо перечисления древних церковных правил, также специально приведены слова святителя Иоанна Златоуста о таких людях: «если даже они и изрекают имя Святой Троицы, если даже и творят знамение Святого Креста Христова, – все равно подобает их избегать и от них отвращаться»[9].

 



[1] Цит. по изданию: Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью / Сост. игумен Митрофан (Гудков). – М.: Сибирская Благозвонница, 2016, с. 71–72.

[2] Собрание писем Оптинского старца Амвросия. – Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012, с. 85–86.

[3] Там же, с. 197, 214.

[4] Там же, с. 214, 209.

[5] Догматическое богословие / Протопресвитер М. Помазанский. – Клин: Христианская жизнь, 2015, с. 292.

[6] Шестилетней епитимьи.

[7] Текст приводится по изданию: Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 564.

[8] Там же, с. 564–565.

[9] Цит. по изданию: Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью / Сост. игумен Митрофан (Гудков). – М.: Сибирская Благозвонница, 2016, с. 81.