Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ СЛОВАРЬ

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

___________________________________________________________________________________

А

 

Абие – вдруг, тотчас, сразу, скоро, немедля, внезапно.

Авва – отец, наставник; настоятель монастыря в древности.

Агапы вечери любви.

Агаряне – мусульмане-арабы, потомки Измаила, произошедшие от Агари, рабы Сарры и наложницы Авраама.

Аггел (греч.) – злой ангел (дух), дьявол.

Агнец – вынутая на проскомидии в виде куба часть из просфоры (Агничной) для Евхаристии в воспоминание пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа; ягненок (обычно как жертвенное животное); символ беззлобия и кротости.

Агнец Божий – Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира.

Агница – молодая овечка.

Агница Божия – как правило, о мученице (см.: Мученик).

Ад  (греч.: тартар, низменное, очень глубокое место) – место вечного наказания (мучения) отверженных ангелов и душ умерших грешников, преисподняя; невыносимые условия, тяжёлое состояние, хаос и ужас; гроб, могила; прил.: адовый.

Адам – имя первого человека, праотца: Адамле – Адамово, Адама.

Адамант – алмаз, бриллиант, самый твёрдый драгоценный камень; адамант веры – твёрдый в вере.

Аз – я.

Акафист (от греч.: акафистос, а – отрицание и кафизо – сажусь) – хвалебное молебное чтение (пение) в честь Иисуса Христа, Божией Матери, Сил Небесных или святых; состоит из последовательно чередующихся 13 кондаков и 12 икосов, исполняется стоя.

Акафистник – собрание акафистов; первым их собирателем на Руси считается Скорина, издавший их в 1525 г.

Аки – как, как будто.

Акриды – род саранчи, кузнечики; род растений.

Акростих – сочетание в канонах начальных букв ирмосов и тропарей; см.: Краегранесие.

Аксиос (греч.: достоин) – возглас архиерея (епископа) от лица народа в ответ на вопрос о достоинстве поставляемого (в диакона, священника или епископа) при совершении таинства Священства.

Алавастр – род мрамора; сосуд с узким горлом из алебастра для хранения драгоценных ароматов (мира, жидких мастей).

Алектор – петух.

Алкание (алчба) – сильное желание; сильное чувство голода.

Алкати – сильно желать (есть), испытывать (терпеть) сильный голод, очень хотеть (есть); алкая (алча) – сильно желая (есть); алкаю (алчу) – сильно хочу (есть); алкаешь (алчешь) – сильно хочешь (есть).

Алкающий – см. Алчущий.

Алкая – см. Алкати.

Аллилуиа (аллилуия, аллилуйя) (евр.) – хвалите, прославляйте, славьте Бога; хвала Богу.

Алтарь (олтарь) – возвышенный жертвенник: восточная часть храма, отделённая от остального помещения иконостасом, в котором находится самое главное место в храме – святой престол; алтарь кадильный – в ветхозаветные времена – жертвенник в святилище скинии, на котором священники воскуряли фимиам; в языческих культах – место жертвоприношений, жертвенник.

Алча – см. Алкати.

Алчба – см. Алкание.

Алчный – жадный, корыстолюбивый; страстно желающий, выражающий такое желание.

Алчущий (алкающий) – сильно желающий; томимый голодом, голодный; алчущие и жаждущие правды – усердно желающие правды, просящие Бога очистить их от грехов и помочь жить праведно.

Амвон (восхождение) – в храме центральная часть солеи, напротив Царских врат.

Аминь – истинно, истинно так, правда, действительно так, верно, да будет так.

Амо (аможе) – куда.

Аможе аще – куда бы ни.

Аналав (параманд) – ткань (четырёхугольный плат) с изображением Креста Господня и орудий Его страданий для ношения на груди под одеждой при помощи шнурков, прикрепляемых к верхним углам; в древности состоял из двух ремней, надеваемых крестообразно.

Аналой – см. Налой.

Анафема – отлучение от Церкви, общества верующих, объявляемое церковной властью нераскаянным грешникам или еретикам. В Новом Завете анафема часто употребляется в смысле осуждения на вечные муки, так как вне Церкви нет спасения; от евр. слова «херем» – нечто находящееся под заклятием, то есть бесповоротно и нерушимо отданное Господу; дар по обету, у древних греков – всякое посвящённое божеству и сложенное в храме приношение.

Анахорет (греч.) – удалившийся от мира, отшельник, пустынник.

Ангел (греч.) – посланник, вестник; дух бестелесный, невидимый и бессмертный; орудие Промысла Божия и вестник Божией воли на земле: бесплотное существо, одарённое разумом, волей и могуществом, служащее единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям. См. также Падший ангел.

Ангел Хранитель – дух, невидимо сопутствующий человеку в его жизни (в т.ч. и после телесной смерти), помогающий и оберегающий ангел конкретного человека, даваемый ему Богом при Крещении.

Антидор (вместодарие, от греч. «вместо» и «дар») – большая просфора, из которой на проскомидии вынут Святой Агнец, прелагаемый в Тело Христово, раздаётся прихожанам в конце литургии.

Антиминс (греч.: вместопрестолие) – четырёхугольный шёлковый плат (платок) с изображением положения Иисуса Христа во гроб; по углам – образы четырёх евангелистов, на верхней стороне вшиваются частицы мощей. На нём совершается освящение Святых Даров.

Антипасха – Неделя по Пасхе, Неделя о Фоме, Фомина Неделя или Фомино воскресенье.

Антипортик – уставленная колонами открытая паперть храмов.

Антифония (от греч.: антифон) – попеременное церковное пение двух хоров, разделённых на два клироса.

Антифоны – псалмы изобразительные, поются на двух клиросах попеременно.

Антихрист («против Христа») – противник Господа, посланное дьяволом лицо, которое должно появиться до второго пришествия Иисуса Христа и сосредоточить всё зло, существующее на земле, для борьбы против христианской Церкви, веры Христовой.

Апокалипсис (греч.: откровение; прил.: апокалипсический /апокалиптический/; «Откровение Иоанна Богослова») – Библейская пророческая книга Нового Завета апостола Иоанна Богослова, содержащая таинственное изображение жизни и будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира, откровение тайных и будущих событий, всемирную и церковную историю от Неронова гонения на Церковь и пророчество об исходе (конце) времён.

Апокриф (греч.) – сочинение, изъятое из церковного употребления; произведение иудейской или раннехристианской литературы на Библейскую тему, не включённое в канонический текст Библии и отвергаемое Церковью как недостоверное. Полагают, что апокрифы не написаны по внушению Святого Духа и, следовательно, они – дело рук человеческих. Делятся на ветхозаветные и новозаветные. Апокрифам противопоставляются канонические книги.

Апологетика (прил.: апологетический) – богословская наука, опровергающая нападки на веру, защищающая истинную веру.

Апостат (греч.: отщепенец) – вероотступник. Во времена гонений на христианство выделяли апостатов: приносивших в доказательство своего возвращения из христианства в язычество жертву языческим богам; выдававших гонителям книги Священного Писания; воскурявших фимиам перед богами и статуей императора; получавших от языческих властей ложные свидетельства о жертвоприношении. Апостазией также называли переход из одной христианской религии в другую.

Апостол (греч.) – посланник, вестник, человек, проповедующий Христа. Первые 12-ть, избранные Иисусом Христом (впоследствии вместо Иуды Искариота по жребию был избран Матфий), Его постоянные спутники и ближайшие ученики, возглавили христианские общины, распространяли Его учение; также 70 учеников Иисуса Христа – позднейших проповедников христианства.

Апостол – священнобогослужебная книга греко-российской Церкви, содержит Деяния и Послания апостолов, указатель апостольских чтений, приуроченных к дням церковного года, и другие необходимые сведения (книга «Апокалипсис» сюда не входит).

Апофеоз (греч.) – обоготворение, прославление или возвеличение (например, человека как божества).

Армагеддон (евр.) – место битвы на исходе времён, в которой будут участвовать «цари земли всей вселенной» (Апокалипсис 16, 14–16), а также сама битва.

Архангел (прил.: архангельский) – ангел, относящийся к одному из высших чинов ангельских; по учению Дионисия Ареопагита образуют третью триаду ангельских существ, характеризуемых непосредственной близостью к миру и человеку.

Архиерей – общее название высших чинов православного духовенства; начальник иереев (священников); епископ.

Архистратиг – воевода, главнокомандующий, вождь, старший военачальник. В небесном воинстве – архангел Михаил.

Аскет – подвижник, ведущий строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.

Аспид – ядовитая змея, яд которой убивает немедленно; перен.: диавол; злобный человек.

Аще – если, быть может, авось, или, ли, хотя бы, когда;

Аще бы – если бы, когда бы; аще не бы – если бы не.

Аще како – может быть.

Аще убо – так как, ибо если, если же.