Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ СЛОВАРЬ

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

___________________________________________________________________________________

Б

 

Багряница – длинная (царская) одежда багрового, пурпурного, тёмно-красного цвета.

«Банное строение» – преподобный Нестор Летописец так называет особенное здание, где ставили купель для взрослых – крестильницу. См.: Пакибытие.

«Баня пакибытия» – в Новом Завете термин «баня» употребляется в смысле крещения; священное таинство Крещения, в котором человек возрождается из жизни греховной, плотской, в жизнь духовную, святую от Духа Святого.

Бде (бдел) – см.: Бдети.

Бдение – бодрствование. См.: Всенощное бдение.

Бденный – см.: Бдящий.

Бдети – бодрствовать, не спать; неусыпно следить; бде (бдел, бдех) – бодрствовал, был начеку, сторожил; бдяще – бодрствуя.

Бдящий (бденный) – бодрствующий, не спящий, неутомимый, неусыпный, насторожённый, очень внимательный.

Бе – был (ты, он).

Бедне – тяжело, трудно, чрезмерно, невыносимо.

Бедник (бедный) – увечный.

Беды (совр.: беды) – несчастья, злоключения, мучения; ед. ч.: беда.

Безбедне – безопасно.

Безбедный – надёжный.

Безблазнен – не подверженный соблазну.

Безвестный – неведомый, неизвестный.

Безвременно – не вовремя, несвоевременно.

Безгодие – неблаговременность, неудобное, позднее время, не вовремя; бедствие, несчастье; рассвет.

Бездерзновенный – лишённый бодрости, смелости.

Беззаконие – грех, преступление, нарушение Закона Божия, нечестие, дела, противные воле Бога (нарушение воли Божией).

Беззаконник – нечестивый, живущий или поступающий не по закону.

Без истления – безгрешно и без болезней.

Безлетно – вечно.

Безмездный – не получающий мзды, платы.

Безместный – неуместный, неприличный, непристойный, безрассудный.

Безмечтанен – спокойный, не тревожимый грешными сновидениями.

Безнуждно – безбедно (жить), не нуждаясь.

Безответный – не имеющий оправдания и права отвечать, оправдываться.

Безочьство (безочство) – наглость, бесстыдство; настойчивость, неотступная просьба.

Безпечальный (безпечален) – безопасный, свободный от ответа, взыскания и наказания; не имеющий печали, заботы.

Безплотныя Силы (совр.: Бесплотные Силы) – ангелы, бестелесные духи. Они разделяются на 3 лика, в каждом лике – 3 чина. Первый лик – Серафимы, Херувимы, Престолы; второй лик – Господства, Силы, Власти; третий лик – Начала, Архангелы, Ангелы.

Безприкладный – беспримерный, несравненный.

Безстудно (прил.: безстудный) – бесстыдно, нагло, нахально.

Бес – злой дух, соблазнённый и увлечённый денницей, антагонист Пресвятой Троицы и ангелов, слуга и воин дьявола, «враг невидимый» человеческого рода.

Бес-искуситель – злой дух, склоняющий человека ко злу (греху).

Бесный – одержимый бесом, бесноватый.

Бес полуденный – зараза, опустошающая в полдень; бешенство от палящего в полдень солнца.

Бессловесные – животные.

Бессребреник – святой, служивший ближним безвозмездным врачеванием как телесных, так и душевных болезней.

Беста – были (они).

Бесте (бысте) – были (вы).

Бех (бых) – был (я).

Бехом (быхом) – были (мы).

Беша (беху, бяху, быша) – были (они).

Библия (греч.: книги; прил.: библейский) – Книга книг, канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Состоит из книг Ветхого Завета и книг Нового Завета.

Биет – бьёт; биен – бит.

Благая Весть – Евангелие.

Благий – добрый, хороший.

Благоверный – истинно верующий, исповедующий истинную веру, правоверный, православный.

Благовест – возвещение благой, доброй вести звоном в колокол о начале церковного богослужения и во время него по определению церковного устава.

Благовестие Христово – проповедь Иисуса Христа.

Благовестити – возвещать радость, проповедовать добрую весть.

Благовестник – толковое Евангелие от Феофилакта, епископа Болгарского, очень распространенная рукопись в стихах ХVI и ХVII вв.; название на старом русском языке колокола для благовеста.

Благовещение – добрая, радостная весть, благовестие, то же, что и Евангелие, весть о начале освобождения человеческого рода от греха и вечной смерти, начальный момент истории вочеловечения Бога, то есть земной жизни Иисуса Христа.

Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник (25 марта/7 апреля), установленный в память возвещения Архангелом Гавриилом в галлилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии тайны воплощения от Неё Бога Слова.

Благоволение – милость, доброе расположение, благосклонность.

Благовремение – своевременность, в нужное время.

Благодарие – благой дар.

Благодаряй – благодарящий.

Благодатный – исполненный благодати, всякого блага, даров Святого Духа, получивший великую милость от Бога.

Благодать – даяние блага, любовь, благоволение. В Священном Писании это слово употребляется в значении: вообще милости Божией; всего домостроительства нашего спасения; благодати Святого Духа; силы, ниспосылаемой свыше.  

Благодать Святого Духа – дары Святого Духа, ниспосланные и ниспосылаемые Церкви Христовой для освящения ее членов, их духовного роста и достижения Царства Небесного; божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения, спасительное воздействие на людей Святого Духа, свободный дар Божественной любви.

Благодеющий – благотворящий, благодетельствующий, помогающий, делающий добро, оказывающий спасительную помощь.

Благоискусный – опытный, умелый.

Благонадежие – благая надежда.

Благопоспешати (благопоспешествовати) – способствовать, помогать.

Благопоспешение – помощь, усердное содействие.

Благоприязнен – доброжелателен, хорошо расположен.

Благословение – славословия, которые человек возносит к Создателю, воздавая Ему хвалу за Его неизреченную благость («Благословен Бог наш всегда, ныне и присно…»); обращённая к Богу просьба о благодати, помощи («Благослови, Господи…»); пожелания успеха, счастья, долголетия и других благ человеку; осенение человека крестным знамением.

Благословенна – прославлена или достойна прославления, получившая свыше всякое благо и помощь, хвалимая, почитаемая.

Благословенный – достойный хвалы, счастливый.

Благослови – пошли милость, осчастливь.

Благословленный – получивший благословение.

Благословляти – хвалить, величать, славить.

Благословный – уважительный, имеющий достаточную причину.

Благостынный – милостивый, благодетельный, милосердный; благостный.

Благостыня – добро, милосердие, благосклонность; правда.

Благоуветливый – снисходительный.

Благоутробие – доброта, добросердечие, сострадание, милосердие.

Благоутробне – милостиво, милосердно.

Благочестно – благочестиво, благоговейно.

Благочиние – в церковной иерархии несколько храмов, объединенных под общим управлением благочинного.

Благочинный – первонач.: «поповский староста» – должность, введённая в XVII в. святитетелем Иовом, патриархом Московским и всея Руси в больших городах для наблюдения за церковным благочинием; с первой половины XVIII в. административно-судебное должностное лицо православного духовенства (над монастырями, епархиальными церквами и их причтами); священник, выполняющий административные обязанности по отношению к нескольким церквам.

Блаже – благой, добрый.

Блажени – счастливые, благие, добрые, благополучные; наделённые материальными и духовными благами.

Блаженны – в богослужебных книгах Евангельские стихи о блаженствах, обещанных Спасителем за различные добродетели, и песнопения, которые поются на литургии за этими стихами.

Блаженный – в православии название святого угодника Божия, который при жизни нес подвиг юродства Христа ради. См.: Юродивый; в широком смысле в высшей степени счастливый; отличающийся от общепринятых норм поведения, не совсем нормальный.

Блаженство – наслаждение благами, невозмутимое счастье, благополучие, не подлежащее случайным переменам; жизнь в раю; девять заповедей блаженства – предписания, данные людям Иисусом Христом в Нагорной проповеди, соблюдение которых дают человеку возможность получить в высшей степени радостную, счастливую жизнь в Царстве Небесном.

Блажити – хвалить, прославлять, ублажать, восхвалять.

Блази – благи.

Блазнити (блазняти) – соблазнять, соблазняться, впадать в соблазн.

Блатней – болотной.

Ближний – всякий человек по отношению к другому; сосед, близкий, родственник.

Блуд – см.: Блудодеяние.

Блудно – распутно, похотливо, нечестиво, беззаконно.

Блудный сын – непочтительный сын, который ушел из дома, вел распутную жизнь, растратил имущество и впал в нищету. Раскаявшись, он вернулся к отцу и был прощён им (Евангельская притча).

Блудодейца – распутная, похотливая женщина; занимающаяся блудом.

Блудодеяние (блуд) – распутство, похотливость, внебрачная связь, супружеская измена.

Блюдый – соблюдающий, хранящий, берегущий.

Блюсти – тщательно хранить, оберегать, стеречь, наблюдать, охранять.

Бо – ибо, потому что.

Бог – в православии триединый Бог, Пресвятая Троица, Единосущная и Нераздельная (Бог Отец, Бог Сын (Господь Иисус Христос), Бог Дух Святой). Богословы согласны в том, что «Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть, действительно, Один Бог, имеющий Одну Сущность и живущий одной жизнью». «Все три Лица Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь». Три Ипостаси Пресвятой Троицы имеют одно и то же существо, каждая из Ипостасей имеет полноту божества; все три Ипостаси равночестны и равнопоклоняемы. Бог есть бестелесный и невидимый дух. Дать определение существа Бога невозможно, можно говорить лишь о свойствах Божиих. «Бог бесконечен и непостижим, и …единственное, что нам дано понять, – это Его бесконечность и непостижимость» (прп Иоанн Дамаскин).

Богадельня (от: «Бога дела», то есть для Бога) – богоугодное заведение для призрения лиц, не способных к труду: престарелых, немощных, инвалидов.

Богатный – богатый, изобильный, зажиточный.

Богатолюбивый – любящий богатство.

Бог Дух Святой (греч.: параклет /параклит/ – помощник, утешитель) – третье Лицо Превятой Троицы, истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну (Сыну Божию), действующая сила Божественного вдохновения. Святой Дух превечно исходит от Бога Отца. В историческое время Дух Святой нисшел на Иисуса Христа во время Крещения Его от Иоанна; Дух Святой ниспослан Сыном от Отца, явившись людям в виде огненных языков. Сын приходит на землю через Духа Святого; Дух ниспосылается Сыном, согласно обетованию: Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца (Ин. 15, 26).

Богоборный – восстающий против Бога.

Богови – Богу; о Бозе – о Боге.

Богоглаголивый – говорящий от имени Бога или по Его внушению.

Богодухновенный – вдохновлённый Богом.

Богозримый – созерцающий Бога, проникающий в Божественные тайны.

Боголепно – как прилично Богу.

Боголепный – достойный Бога.

Богом – богам.

Богоматерь – Пресвятая Дева Мария (Мариам), Матерь Господа Бога нашего Иисуса Христа, Богородица.

Богомерзкий – богопротивный, нечестивый, богоотступник.

Богоневеста – дева, давшая обет сохранить девственность ради Бога, невеста Бога.

Богоносец – носящий в себе Бога; носимый Богом; почётное наименование в приложении к святым отцам.

Богоносный – носящий в сердце Бога, непрестанно помышляющий о Боге, молящийся Богу.

Богоотец – царь и пророк Давид, из рода которого произошёл Иисус Христос, и праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы.

Богоприимец – принявший на свои руки Младенца Иисуса Христа – Бога Спасителя (Симеон Богоприимец).

Богоприятный – принявший Бога (от прияти – принять Бога).

Богородица (Богородице) – родившая Господа Бога нашего Иисуса Христа, Богоматерь, Пресвятая Дева Мария (Мариам). По Успении Своем Богородица превознесена Богом не только выше всех угодников Божиих, но и выше всех Сил Небесных. Будучи распят на Кресте, Иисус Христос усыновил нас Деве Марии, и все христиане – ее дети.

Богородичен (Богородичины, догматик) – песнопение в честь Божией Матери.

Богослужение – совершающееся в храме по особому чину (порядку) во главе со священнослужителем чтение и пение молитв и др. (см. Суточный круг богослужений; Годовой круг богослужений; Недельный /седмичный/ круг богослужений); богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, то есть исполнение воли Божией.

Бог Отец – Первая Божественная Ипостась Пресвятой Троицы, истинный Бог, равный Богу Сыну (Сыну Божию) и Богу Духу Святому, Отец не рожден. От Бога Отца предвечно рожден Бог Сын, (Отец всегда является Отцом, потому что у Него всегда есть Сын). От Отца исходит Святой Дух, третье Лицо Пресвятой Троицы. Бытие Сына и Духа нераздельно покоится в самом существе Бога Отца. Посредством слов «рожден» и «исходит» бытие Сына и Духа противополагается бытию всякой тварности, всего, что сотворено, что вызвано волею Божиею из небытия.

Боготечный – идущий по указанию Бога, движимый, водимый Богом.

Боготочный – истекающий от Бога.

Богохульник – произносящий дерзкие слова против Бога, оскорбляющий церковные реликвии, обряды.

Богочеловек – в православии воплотившийся Бог Слово, принявший образ совершенного Человека, – Иисуса Христа, вочеловечившийся. В лице Иисуса Христа Божествененная природа соединилась с человеческой, чтобы человеческое естество причастилось Божественному. Боговоплощение, единение во Христе Божества и человечества позволяет каждому человеку, вступающему в Церковь, жить одной жизнью со Христом.

Богочестивый – благоговейно чтущий Бога.

Богоявление (Крещение Господне, Крещение Господа нашего Иисуса Христа) – двунадесятый праздник (6/19 января). Называется «Богоявление», так как при Крещении Спасителя было явление всех трёх Лиц Божества: Отец с небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Святой Дух в виде голубя сошёл на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Бог Слово – Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын (Сын Божий), Господь Иисус Христос. Именование Сына Божия Словом, или Логосом, имеет свое основание в 1-й главе Евангелия от Иоанна.

Бог Сын (Сын Божий) – Вторая Божественная Ипостась, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Господь наш Иисус Христос. Сын Божий – истинный Бог, рожденный от Бога истинного, равный Богу Отцу и Богу Духу Святому. Бог Сын предвечно рожден от Бога Отца. Бога Сына именуют также Бог Слово (Слово Божие), Логос, Образ Отца.

Божественная литургия – см.: Литургия.

Божественное Откровение – то, что Бог открыл людям о Себе и о правильной истинной вере в Него; Священное Писание и Священное Предание.

Бози – боги.

Болван (польск.: Balwan) – чурбан, статуя, идол, изваяние языческого бога.

Болезнь – немощь тела; скорбь и страдание души.

Болий – больший.

Боритель – борец (нападающий на кого-либо, одолевающий кого-либо), искусный в борьбе.

Бороти – вести борьбу, воевать, вооружиться, одолевать, спорить.

Бразда – борозда; бразды – борозды.

Брак – брачный пир; таинство Брака – таинство Православной Церкви.

Бранити – возбранять, препятствовать, не допускать.

Брань – борьба, война, сражение.

Брачный чертог – Небесная обитель.

Брашно – еда, пища.

Бремя – тяжесть, груз, ноша; нечто трудное.

Брение – глина, грязь, смесь сухой земли с жидкостью.

Бренный – земляной, составленный из брения, легко разрушаемый, тленный, преходящий, плотский, греховный, слабый.

Брозда – удила, длинные ремни, которыми правят лошадью; броздами – удилами.

Буди – будь, да будет;буде – будет; будета – будут.

Буесловец – пустослов, говорящий безрассудные речи.

Буесловие – безумные, бессмысленные речи.

Буий – глупый, невежда, безумный; дерзкий, нечестивый; буих – нечестивых, неразумных.

Буйство (буесть) – безумие, глупость; нечестие.

Был еси (бе) – был (ты, он).

Былие – растение, былинка, трава.

Бысте (бесте) – были (вы).

Бысть – был, была, было.

Быти – быть, существовать, находиться.

Бых (бех) – был (я).

Быхом – были (мы).

Быша (беша) – были (они).

Бяше (бе) – был (он, ты).

Бяху (беху) – были (они).